Оставление места ДТП
В соответствии с ч.2 ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Таким образом, если водитель покинул место ДТП, участником которого он являлся, его действия будут квалифицироваться по ч.2 ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правила дорожного движения дают следующее определение ДТП: «Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Судебная практика по оставлению места ДТП знает немало ситуаций, когда водитель полагает, что ДТП не было. Соответственно, скрытие с места ДТП тоже не имело места. В первую очередь это касается случаев, когда водитель считает, что повреждения его автомобиля или транспортного средства другого(их) участника(ов) ДТП незначительны. Между тем, каждый водитель должен понимать, что даже когда в процессе дорожного движения он лишь слегка задел другой автомобиль и считает, что повреждения не существенны, произошло ДТП и он не имеет права покидать место такого ДТП без соблюдения требований Правил дорожного движения РФ, поскольку в противном случае рискует быть привлеченным к административной ответственности за оставление месте ДТП.
Правилами дорожного движения РФ не предусмотрен критерий малозначительности применительно к данному понятию. Транспортные средства повреждены (даже, если на автомобиле царапина)? Повреждены... Значит это ДТП и скрытие с места ДТП неправомерно.
Наша судебная практика по оставлению места ДТП имеет прецеденты, когда специалист компании «Автозащитник» добивался освобождения водителя от административной ответственности в связи с малозначительностью. Однако, учитывая сложившуюся судебную практику по оставлению места ДТП, можно смело констатировать, что самостоятельно без квалифицированного защитника или качественной правовой поддержки, избежать ответственности по ч.2 ст.12.27 за оставление места ДТП практически невозможно.
В определенной мере непопулярность в судебной практике по оставлению места ДТП категории «малозначительность» объясняется стремлением защитить интересы другого участника ДТП. Ведь следует подумать о водителе другого транспортного средства - может быть он расценит свои повреждения как значительные для него. Поэтому оставление места ДТП в таких ситуациях нельзя признавать правомерным.
Но также следует отметить, что в последнее время сотрудники ГИБДД дела по ст.12.27 начали "стряпать" как в 1937 году, т.е. и в тех случаях, где действительно имело место ДТП, и где его не было. И часто самостоятельная попытка отстоять свои интересы заканчивается постановлением с назначением наказания в виде лишения водительских прав. И "возвращать" права уже приходиться через обжалование (где конечно это возможно сделать).
При привлечении водителя по ст.12.27 есть еще один неприятный момент, который усложняет защиту. Дело в том, что в соответствии части 4 статьи 29.6 КоАП Российской Федерации, согласно которой дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.
Что это означает на практике ?
А на практике привлечение к ответственности может происходить по разному.
1. Дознователь (инспектор ИАЗ), как будет установлен водитель, покинувший место ДТП, может его вызвать для дачи объяснений и осмотра т/с в рамках административного расследования, и когда будут оценены имеющиеся в деле материалы (доказательства), в случае принятия решения привлечь водителя к ответственности вызывает водителя для составления и вручения протокола об АПН.
2. Инспектор может и не вызывать Вас в рамках расследования для дачи объяснений и осмтра т/с, а посчитать, что вина доказана имеющимися в деле материалами (к примеру, оценить видеозапись). И вызовет Вас уже сразу для составления протокола. Способ оповещения может быть разным, это может быть и телефонный звонок, и повестка.
И вот здесь-то и начинается самое интересное ! Водитель приходит знакомиться с протоколом (с которым возможно и не согласен), с материалами могут ознакомить, а могут и нет, просто сообщить, что доказательства вины имеются. И водителя задерживают и везут в суд! Ну надо сказать, что в большинстве случаев задержание, как правило, формальное, в клетку вас сажать не будут и повезут не автозаке. Но такая ситуация для водителя часто оказывается полной неожиданностью!
И если в первом случае у водителя есть возможность заранее позаботиться о защитнике, то во втором случае водитель практически лишен такой возможности. Были попытки обжаловать такое положение водителя в Конституционном суде РФ, но судебным определением жалоба была оставлена без рассмотрения. (С определением можно ознакомиться здесь ).
И вот такое положение, скажем так, затрудняет осуществление защиты по делу об административном правонарушении по ст.12.27, поскольку пока не составлен протокол привлечения к ответственности нет, и на этой стадии защитник (адвокат) не обладает какими-либо особыми полномочиями, с материалами дела его знакомить никто не обязан. И приходиться после составления протокола "на ходу" оценивать материалы дела и готовить позицию защиты.
Обязанности водителя при наступлении ДТП регламентированы ПДД РФ:
2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.
2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Как видно из Правил дорожного движения РФ, если водитель покинул место ДТП, участником которого он является, то такое скрытие с места ДТП будет являться прямым нарушением Правил дорожного движения РФ.
Нельзя квалифицировать как оставление места ДТП действия водителя, когда он покинул место ДТП для доставления пострадавшего в лечебное учреждение, а при отсутствии пострадавших - для оформления ДТП в ближайшем органе внутренних дел или посту ДПС. Однако в последнем случае должны быть соблюдены условия, изложенные в вышеуказанном п.2.6 Правил дорожного движения РФ.
В том случае, когда водитель покинул место ДТП, но потом вернулся обратно, также имеет место административное правонарушение, и водитель будет нести ответственность за оставление места ДТП, поскольку изначально все же покинул место ДТП.
Ответственность за оставление места ДТП
Также следует коснуться вопроса ответственности за оставление места ДТП. Ответственность за оставление места ДТП может наступить как в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет, так и виде административного ареста на срок до пятнадцати суток. Одной из особенностей судебной практики по оставлению места ДТП является то, что в подавляющем большинстве случаев судьи назначают водителям административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, избегая наказания в виде административного ареста.
Многие водители, для которых автомобиль является средством заработка, справедливо негодуют: лучше получить наказание в виде административного ареста на 10 суток, чем быть лишенным права управления транспортными средствами на полтора года и потерять работу. Однако к таким доводам водителей судьи не слишком прислушиваются, оставляя их без внимания. Ведь инспекторы ДПС провели административное расследование, составили протокол об административном правонарушении и другие документы, а значит, водитель должен понести наказание в виде лишения права управления транспортными средствами за скрытие с места ДТП.
В некоторых случаях руководитель соответствующего подразделения ГИБДД при направлении административного материала в суд указывает в сопроводительном письме, что считает целесообразным назначить административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами. И это при том, что ответственность за оставление места ДТП определяется исключительно судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении за скрытие с места ДТП.
Если Вы покинули место ДТП и Вам вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за оставление места ДТП, настоятельно не рекомендуем Вам пытаться самостоятельно доказать Вашу правоту в суде.
Обратитесь в специализированную юридическую компанию «Автозащитник» и наш специалист проанализирует Вашу ситуацию. На основании опыта и многолетней судебной практики мы разработаем схему защиты и подберем подходящую для вашего случая последовательность возврата водительских прав за оставление места ДТП.